Новый раздел от специалистов ЯГПУ
Онлайн-тренажеры

Пройдите диалоговые симуляторы, чтобы

оценить свои педагогические компетенции

Подробнее
Тренды и перспективы
Новые векторы развития образования
Актуальные технологии в образовании
Компетенции педагога –
комплекс специального назначения
Что должен знать и уметь специалист сферы образования
Кейсы.
Проверь себя

Решение кейсов позволит оценить свой профессиональный потенциал

Кейсы разработаны специалистами Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Старт в профессию
Где учиться?
ГПОАУ ЯО «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова»
Адрес: 150023, Ярославль, ул. Гагарина, 8
Телефон: (4852) 44-44-63 (приёмная комиссия), 44-84-74 (заоч. отд.), 30-61-71
E-mail: info@ypec.ru
Начало карьеры

Дорогие друзья!

Мы уверены, что многие из вас, изучив материал этого раздела, заново открыли для себя, что такое педагогическая профессия, перезагрузили свои представления о возможностях самореализации и роста в этой профессиональной сфере. Тем, кто чувствует в себе смелость и ответственность, стремление к постоянному развитию на волне самых современных достижений науки и техники, обретению работы, которая для многих стала работой мечты, мы открываем простые пути начала своей профессионально-образовательной траектории.

Первый путь – окончание 11 класса, сдача необходимого комплекта ЕГЭ и поступление на очную форму обучения в педагогический университет. Вы должны знать, что по каждому направлению подготовки государством определен свой набор обязательных предметов, которые необходимо сдать на экзамене в форме ЕГЭ. Для педагогического образования таким предметом является обществознание, что совершенно правильно. Именно поэтому на большинство программ подготовки принимаются результаты ЕГЭ по русскому языку (обязательный предмет для всех выпускников 11-х классов) и обществознанию. Третьим ЕГЭ будет предмет, который зависит от вашего профиля подготовки. Назовем его «профильный». У будущих учителей истории – «история», учителей математики – «математика» и т.д. На некоторые направления педагогический университет вместо «профильного» ЕГЭ проводит собственные внутренние испытания (экзамены) творческой или профессиональной направленности. Будущие учителя музыки сдают нам уже известные ЕГЭ (русский язык и обществознание) и вузовских экзамен по исполнительскому искусству (вокальному и инструментальному), а будущие учителя физкультуры и спортивные тренеры (ЕГЭ: русский язык и обществознание) и вузовское испытание по общей физической подготовке.

Первый путь состоит из двух ступеней: педагогический бакалавриат и педагогическая магистратура. В однопрофильном бакалавриате учатся 4 года, в магистратуре – 2 года. Бывает и двухпрофильный бакалавриат, когда человек осваивает сразу 2 профиля, например, учитель и английского и китайского языков. Там учатся 5 лет, а потом поступают на 2 года в магистратуру.

Некоторые выпускники после окончания бакалавриата, как первой ступени, сразу идут работать в образовательную сферу. Получив опыт, через некоторое время поступают в магистратуру, как необходимое условие существенного карьерного роста.

Второй путь окончание 9 или 11 класса и поступление в педагогический колледж. В Ярославской области свои двери выпускникам школы открывают сразу 4 педагогических колледжа: Ярославский, Ростовский, Рыбинский и Угличский. Некоторые колледжи, принимают на очную форму обучения только выпускников 9-х классов. Обучение в колледже длится 3 г. 10 м. После окончания педагогического колледжа выпускники, как правило, сразу идут работать в сферу образования, но большинство начинают совмещать работу с учебой в заочной форме в педагогическом университете, проходя те же самые этапы: бакалавриат и магистратуру. В качестве вступительных испытаний результаты ЕГЭ в колледж не нужны, там проводят свои внутренние экзамены, что для многих талантливых ребят, совершивших случайную ошибку на ЕГЭ, является прекрасной возможностью реализовать свою мечту – стать педагогом – через поступление в колледж, а уже затем на очную или заочную форму в педагогический университет.

Третий путь – окончание 11-го класса и поступление в любой университет (медицинский, инженерный, экономический, аграрный и т.д.) на программу бакалавриата, окончание ее через 4-5 лет, работа по профессии, понимание необходимости специальных педагогических компетенций (например, при управлении персоналом подразделения компании) и поступление на заочную или дневную форму бакалавриата или сразу магистратуры педагогического университета.

Путей достаточно много. Главное, что все они ведут в самую прекрасную профессию – стать воспитателем, учителем, тренером, тьютором, педагогом кружка, секции, студии, специалистом по развитию персонала, преподавателем колледжа или вуза, руководителем образовательной организации, государственным или политическим деятелем в сфере образования.

Области реализации. Где работать?

С другой стороны, курс на социально-ориентированный национальный
проект предопределяет высокую востребованность первоочередных
требований

Трудоустройство

Дошкольные образовательные организации
детские сады разных видов

Общеобразовательные организации
начальные школы-детские сады, гимназии, лицеи, санаторные школы-интернаты, школы, реализующие программы основного общего и среднего общего образования

Профессиональные образовательные организации
техникумы, колледжи

Образовательные организации высшего образования
институты, академии, университеты

Организации дополнительного образования
центры: детско-юношеские, внешкольной работы, детского творчества, загородный детский оздоровительно-образовательный центр, межшкольные учебные центры, дома детского творчества, станция туризма и экскурсий, кванториумы, центры цифрового образования «IT-куб», детские школы искусств, спортивные школы и лагеря и др.

Организации дополнительного профессионального образования
институты развития дополнительного профессионального образования, учебно-тренировочные центры, многофункциональные центры прикладных квалификаций, учебные центры профессиональных квалификаций, ресурсные центры, автошколы и др.

Научные организации
научно-образовательные объединения, научные и научно-технические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, конструкторские и технологические бюро, венчурные фирмы и др.

Организации для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей
дома ребенка, детские дома, интернаты, приюты, центры временного содержания, специальные школы-интернаты, детские деревни SOS

Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых
детские оздоровительные центры, детские оздоровительные лагеря, санатории, лагеря дневного пребывания, центры детского туризма

Организации, осуществляющие социальное обслуживание
дипломатические представительства и консульские учреждения, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, социальные приюты, центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания населения, центры психолого-педагогической помощи, кризисные центры, интернаты, социально-оздоровительные центры, пансионаты

Детские эко-клубы, языковые школы, студии изобразительного искусства, ораторские курсы, курсы ментальной арифметики, игровые студии и др.

Учебные центры

Профессиональные курсы

Ответы на часто задаваемые вопросы
Педагог – это не просто профессия, а образ жизни, образ мысли. Это сочетание профессионализма и ценностных ориентиров. Далеко не каждый человек сможет реализовать себя в педагогической сфере. Педагогика – та сфера, которая требует полной отдачи, здесь нет жестких регламентов. Отработать смену, как на предприятии, и уйти домой, оставив все рабочие процессы до «завтра», не получится. Педагогическая деятельность требует полного погружения со стороны специалиста, т.к. его профессиональная деятельность напрямую отражается на жизненном пути людей, которых он обучал.
Педагогика – одна из важных современных наук, которая активно развивается и динамично реагирует на тренды, возникающие в экономике. Все это способствует появлению новых видов педагогической деятельности, соответственно, потребность в педагогических кадрах растет с каждым годом. Но как показывает исследование рекрутинговой компании SuperJob, вакансии в этой сфере не так популярны у соискателей. Сегодня мы можем говорить о том, что профессия педагога востребована, но назвать её особенно популярной никак нельзя. Многих молодых людей отпугивает данный вид деятельности. Это вызвано устоявшимися стереотипами, связанными с серьезными нагрузками и низкой оплатой труда. На данный момент многие стереотипы в современном мире уже себя не оправдывают, с появлением новых видов педагогической деятельности специалист этой сферы может иметь и гибкий график работы, и самостоятельно распределять нагрузку, а также с появлением интереса к дополнительному образованию, иметь возможность дополнительного заработка.

Автоматизация и роботизация всё активнее внедряются во все сферы жизни человека, и сфера педагогики не стала исключением. Предпринимаются попытки создать робота-учителя. В ходе этих экспериментов ученые пришли к выводу о невозможности замены учителя роботом, хотя многие из школьных процессов могут быть автоматизированы весьма успешно и положительным образом повлиять на развитие образования. Например, автоматизация оценивания, которая сможет ограничить субъективизм.

Самый важный навык, неподвластный роботу, - критическое мышление, это познавательная деятельность, предполагающая - анализ вещей и событий, формулирование обоснованных выводов, обоснованность оценок и интерпретаций, умение отличать реальные события от вымышленных, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. 

Роботам неподвластно творчество, невозможно заменить те сферы жизни человека, где есть хоть капля творчества, потому что творческий процесс невозможно автоматизировать.

Также мы не запоминаем точно информацию, которую говорит нам человек, но запоминаем эмоции и ощущения, которые получаем при этом общении. Взаимодействие между учеником и учителем проходит по этим же правилам. Зачастую личность учителя, харизма играют решающую роль в отношении ученика к учебному предмету, да и к процессу обучения.

Самосовершенствоваться.
Успешный педагог всегда самосовершенствуется, никогда не прекращает процесс обучения. В постоянно меняющемся мире важно оставаться в курсе новых технологий и методов работы.

Являться наставником для обучающихся.
Хороший педагог является проводником в мир знаний, сопровождает образовательную деятельность учеников, вдохновляет на изучение предмета. Предоставляет ученикам право самостоятельно принимать решения. Контроль, конечно, нужен, но он должен быть достаточно мягким, направляющим в правильное русло.

Мыслить как можно шире.
Школьная программа — это основа, на которую опирается учитель. Но хороший преподаватель всегда знает больше и охотно делится знаниями с окружающими. Важно не бояться рассказывать то, что отсутствует в учебном плане. 

Правильно мотивировать себя.
У каждого педагога должна быть своя миссия. Он должен быть заинтересован в том, чтобы мир стал более совершенным. Для этой цели он готов внести свой вклад в развитие и воспитание своих учеников.

Да, требуется.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Стандарты задают требования к профессиональному образованию и обучению. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предполагает следующие требования к образованию:

Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Задай вопрос специалистам центра «Ресурс»
Специалисты центра Ресурс помогут вам в решении любого
профессионального вопроса